О Рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах депутатов Совета народных депутатов муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района в единый день голосования 13 сентября 2013 года



ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОСЕЛОК ДОБРЯТИНО (СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ)
ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20.06.2015 № 9

О Рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах депутатов Совета народных депутатов муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района в единый день голосования 13 сентября 2013 года

В целях единообразного применения Закона Владимирской области «Из-бирательный кодекс Владимирской области» при проведении проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, на выборах депутатов Совета народных депутатов муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района в единый день голосования 13 сентября 2015 года, на основании подпункта «ж» пункта 10 статьи 24, подпункта «е» пункта 9 статьи 26 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта «п» пункта 10 статьи 15, подпункта 2К» пункта 7 статьи 17 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 128/986-6 «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации», в соответствии с постановлением избирательной комиссии муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района от 10.06.20015 № «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 1 - 10 по выборам депутатов Совета народных депутатов муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района в единый день голосования 13 сентября 2015 года на избирательную комиссию муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района», избирательная комиссия муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района, на которую возложены полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 1 – 10 по выборам депутатов Совета народных депутатов муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района
постановляет:
1. Утвердить Рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, на выборах депутатов Совета народных депутатов муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района в единый день голосования 13 сентября 2015 года (прилагается).
2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района в сети «Интернет».

Председатель
избирательной комиссии Садкова Н.Н.

Секретарь
избирательной комиссии Ковальчук Л.Н.

Приложение 1
к постановлению избирательной комиссии
муниципального образования _______
(сельское поселение)
Гусь-Хрустального района
от.06.2015 №

Рекомендации
по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах депутатов Совета народных депутатов муниципального
образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района
в единый день голосования 13 сентября 2015 года

I. Организационно-правовые аспекты приема и проверки
подписных листов

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 33 Закона Владимирской области «Избира-тельный кодекс Владимирской области» (далее – Кодекс), соответствующая окружная из-бирательная комиссия (далее - ОИК) проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей изби-рателей, содержащихся в этих подписных листах.
Для реализации положений пункта 6 статьи 33 Кодекса целесообразно образовать Рабочие группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых в ОИК кандидатами в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района по одномандатным избирательным округам. Полномочия, порядок организации деятельности Рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, состав Рабочей группы рекомендуется регламентировать соответствующим Положением о рабочей группе и Составе рабочей группы. Указанные Положение и Состав Рабочей группы утверждаются на заседании комиссии в виде Постановления.
Пунктом 31 статьи 38 Федерального закона, пунктом 71 статьи 33 Кодекса пре-дусмотрено использование Регистра избирателей, участников референдума (далее - Регистр) для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях.
В случае выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных о гражданине, в соответствующий территориальный орган ФМС России следует направлять запрос по форме, установленной приложением к Протоколу № 1 от 27 декабря 2010 года к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы. При этом направление в территориальный орган ФМС России сведений об избирателях без предварительной проверки через региональный (территориальный) фрагмент Регистра недопустимо.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Кодекса количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избира-тельным округам составляет - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
В силу пункта 14 статьи 31 Кодекса количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на 4 подписи.
Постановлением комиссии устанавливается в абсолютном выражении конкретное количество подписей избирателей, необходимое для регистрации, кандидата в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района по соответствующему одномандатному избира-тельному округу, а также количество подписей, на которое кандидат, избирательное объединение могут превысить количество подписей, необходимое для регистрации, при представлении в комиссию подписей избирателей, собранных в свою поддержку.


II. Прием подписных листов
2.1. Оформление подписного листа

Подписные листы изготавливаются по установленной форме (Приложение № 3 к Кодексу).
Если у кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам, данные которых указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость дополнительно в подписном листе после отчества кандидата указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться, в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Кодекса указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии, либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.
Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указыва-ют свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуще-ствляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (само-выдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом.
При заверении подписного листа кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения напротив своих фамилии, имени и отчества собствен-норучно ставят свою подпись и дату ее внесения.
При сборе подписей допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.

2.2. Порядок приема подписных листов
и иных связанных с ними документов

В соответствии с пунктом 16 статьи 37 Федерального закона, пунктами 5, 12 и 13 статьи 31, пунктом 1 статьи 33 Кодекса в случае, если в поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей, то наряду с другими документами в комиссию представляются:
- подписные листы с подписями избирателей в количестве, необходимом для регистрации кандидата, в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района по одномандатному избирательному округу;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе;
- список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей. Список представляется в комиссию на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной соответствующим постановлением; при этом согласно пункту 4 статьи 37 Федерального закона установление квоты на сбор подписей избирателей при проведении выборов на части территории Владимирской области, части территории муниципального образования не допускается.
Подписные листы и иные связанные с ними документы принимаются Рабочей группой наряду с другими документами, представляемыми кандидатами, уполно-моченными представителями избирательного объединения для регистрации.
Документы для регистрации считаются представленными в установленный законом срок, если кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения внес оформленные в соответствии с требованиями Федерального закона, Кодекса документы, в том числе все подписные листы, в помещение комиссии не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов. При этом комиссия, принимающая документы, должна обеспечить беспрепятственный проход лиц, представляющих документы, в соответствующее помещение.
Данные документы регистрируются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 33 Кодекса:
- комиссия выдает кандидату документ (справка (подтверждение)), который подтверждает прием представленных документов и в котором указываются дата и время приема. В этом документе указываются также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей. При этом комиссия предварительно заверяет каждый подписной лист своей печатью (специальным штампом), проверяет соответствие фактического количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей путем полистного пересчета, при этом проверяется правильность нумерации подписных листов.
Справка (подтверждение) регистрируется как исходящий документ в порядке, уста-новленном в комиссии.
В случае выявления нарушения нумерации подписных листов, несовпадения количества заявленных подписных листов количеству фактически представленных в комиссию подписных листов, член Рабочей группы, осуществляющий прием документов, должен описать в справке (подтверждении) приема документов, подписные листы с какими порядковыми номерами отсутствуют, или какие подписные листы представлены с одним и тем же порядковым номером, а также указать фактически представленное в комиссию количество подписных листов.
После завершения данной проверки каждая папка с подписными листами за-веряется печатью комиссии.
При приеме списка лиц, осуществлявших сбор подписей, также проверяется нумера-ция листов и записей.
Число записей в протоколе об итогах сбора подписей должно равняться числу пред-ставленных папок с подписными листами.
В части оформления папок с подписными листами комиссия рекомендует кандида-там:
- на лицевой стороне обложки каждой папки указывать наименование избирательно-го объединения (фамилию, имя, отчество кандидата, наименование и номер одномандатного избирательного округа), номер папки, количество подписных листов в папке, количество подписей избирателей;
- нумерацию подписных листов делать сквозной в пределах каждой папки;
- подшивки подписных листов помещать в плотную обложку и прошивать их вместе с обложкой. Прошивание осуществлять таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные;
- концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводить на оборотную сторону обложки, фиксировать наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которой ставить подпись уполномоченного представителя и печать избирательного объединения (подпись кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу).


III. Проверка подписных листов

3.1. Порядок проверки подписных листов

Комиссия проводит проверку подписей избирателей, в течение 10 дней со дня полу-чения документов для регистрации кандидата.
Соответствующая избирательная комиссия организует проведение полной проверки подлинности подписей и соответствующих им данных об избирателях, поставивших под-писи. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
О соответствующей проверке комиссия уведомляет кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения письменным извещением, телеграммой либо непосредственно или по телефону с фиксированием в специальном журнале передачи из-вещений. Дополнительно информация может быть направлена посредством смс-сообщений, при этом фиксируется отправка и доставка смс-сообщения адресату.
Согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона после представления подписных листов в комиссию внесение в них каких-либо изменений не допускается.
В случае, если при приеме подписных листов либо при проверке были выявлены нарушения нумерации подписных листов, несовпадения количества заявленных подписных листов количеству фактически представленных в комиссию подписных листов, в ведомостях проверки подписных листов и в итоговом протоколе проверки описывается подписные листы с какими порядковыми номерами отсутствуют, или какие подписные листы представлены с одним и тем же порядковым номером, а также указывается фактически представленное в комиссию количество подписных листов.
Проверяются все сведения об избирателях, внесенные в подписной лист, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и лицах, заверявших подписной лист.
Проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательно-го изучения всех содержащихся в них сведений.
По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недос-товерной и (или) недействительной. Основания для признания подписи недостоверной или недействительной установлены пунктами 12 и 13 статьи 33 Кодекса.
Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
Подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.).
В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
Документ, подготавливаемый экспертом по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.
Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом госу-дарственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных экспертиз.
Исследования рукописных записей производятся в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам проведения почерковедческих исследований подписей из-бирателей для привлекаемых к проверке подписных листов экспертов-почерковедов, разработанными Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, и утвержденными на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям.
При обнаружении специалистами ФМС России в подписных листах сведений об из-бирателях, которые вызывают сомнения (например, в сведениях содержатся данные недействительного паспорта), эти сведения первоначально проверяются с использованием Регистра.
Также с использованием Регистра проверяются сведения об избирателях, отобран-ные проверяющими.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, со-держащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России в порядке, установленном Протоколом № 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы.
На основании справки, иной письменной информации (официального ответа на запрос избирательной комиссии), подписанной уполномоченным лицом подразделения ФМС России, подтверждающей недействительность данных, указанных в подписном листе, подпись признается недействительной. Указанный документ может содержать информацию только по установленным подразделением ФМС России расхождениям данных в отношении конкретных избирателей, лиц, осуществлявших сбор подписей, указавших в проверяемых подписных листах не соответствующие действительности све-дения.
Вместе с тем если специальных знаний эксперта достаточно для дачи заключения без направления запроса в соответствующий орган, то подпись может быть признана недействительной на основании его заключения.

3.2. Основания признания подписей
недостоверными и (или) недействительными

Согласно пункту 63 статьи 38 Федерального закона, пункту 13 статьи 33 Кодекса недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Поскольку в соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона, пунктом 7 статьи 31 Кодекса избиратель ставит в подписном листе свою подпись собственноручно, то подпись избирателя в подписном листе может быть признана недостоверной только в случае, если она выполнена от имени избирателя другим лицом. Для признания подписи недостоверной обязательно заключение эксперта.
Во всех остальных случаях подпись избирателя в подписном листе может призна-ваться только недействительной.
Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункту 12 статьи 33 Кодекса недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Основания для признания подписей недействительными установлены Федеральным законом, Кодексом:
1) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов. Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона подписи избирателей могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись, исходя из указанной даты внесения подписи избирателем (п.п. «а» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, пп. «а» пункта 12 ст. 33 Кодекса);
2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом. Согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат (пп. «б» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, пп. «б» пункта 12 ст. 33 Кодекса).
Согласно статье 4 Федерального закона к таким гражданам относятся лица, которые достигнут на день голосования возраста 18 лет, место жительства которых находится в пределах территории соответствующего избирательного округа. При этом необходимо учитывать, что Кодексом активное избирательное право может быть предоставлено лицам, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа (пункт 4 статьи 5 Кодекса).
Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись, исходя из указанных в подписном листе сведений (года либо даты рождения, адреса места жительства);
3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствую-щие действительности (пп. «в» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, пп. «в» п. 12 ст. 33 Ко-декса). В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки, иной письменной информации (официального ответа на запрос избирательной комиссии) органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей;
4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в со-ответствии с Кодексом, и (или) без указания даты собственноручного внесения из-бирателем своей подписи в подписной лист (пп. «г» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, пп. «г» п. 12 ст. 33 Кодекса). Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона (пункт 7 статьи 31 Кодекса) избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный на соответствующей странице паспорта гражданина Российской Федерации или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Необходимо иметь в виду, что в паспорте может быть не указано отчество из-бирателя. В этом случае подпись не может быть признана недействительной.
Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При этом необходимо иметь в виду, что в паспорте гражданина Российской Федерации может быть указан адрес места жительства без некоторых сведений, на-пример, наименования субъекта Российской Федерации, района, однако указанный в подписном листе адрес должен содержать полный набор сведений. Вместе с тем, при фактическом отсутствии в адресе места жительства гражданина наименования улицы, номера дома, квартиры, и т.д., данные сведения в подписном листе не указываются.
Соответствующая подпись признается недействительной проверяющим на ос-новании официальной справки, иной письменной информации (официального ответа на запрос избирательной комиссии) уполномоченного органа;
5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукопис-ным способом или карандашом (пп. «д» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, пп «д» пункта 12 статьи 33 Кодекса). Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона (пункт 7 статьи 31 Кодекса) данные вносятся в подписной лист рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись. В случае если данные внесены в подписной лист путем копирования рукописных записей с помощью технических средств, то подписи признаются недействительными при наличии заключения эксперта;
6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (пп. «е» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, подпункт «е» пункта 12 статьи 33 Кодекса). Это основание используется, как правило, в случаях, когда экспертом выявляются в проверяемой папке (нескольких папках) даты внесения подписи избирателя, выполненные одним лицом (так называемые «цепочки»).
Поскольку избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата только один раз, то соответственно и дата внесения подписи избирателя может быть выполнена одним лицом только один раз. В этой связи в случае выявления «цепочки» недействительными признаются все подписи избирателей с датами, выполненными одним лицом, за исключением одной.
Соответствующая подпись признается недействительной на основании заключения эксперта.
7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих эти подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (пп. «ж» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, подпункт «ж» пункта 12 статьи 33 Кодекса). Согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
В случае если исправления очевидны, проверяющим самостоятельно признается не-действительной соответствующая подпись.
8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осу-ществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей воз-раста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не ука-зана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, уполномоченном представителе избирательного объединения указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (п. «з» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, подпункт «з» пункта 12 статьи 33 Кодекса).
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными при отсутствии соответствующих подписей - проверяющим самостоятельно, при их недо-стоверности - на основании заключения эксперта. Аналогично подпунктам 3, 4, 6 и 11 настоящего пункта Рекомендаций.
9) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 5 к Федеральному закону, приложением 3 Кодекса и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 Федерального закона, пунктами 6 и 8 статьи 31 Кодекса, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона, пунктами 6 и 8 статьи 31 Кодекса.
Проверяющим самостоятельно признаются недействительными все подписи в под-писном листе, изготовленном с нарушением установленной формы, в том числе требова-ний о внесении сведений о кандидате;
10) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 Федерального закона, пунктом 4 статьи 31 Кодекса. В указанных ме-стах и с участием указанных органов сбор подписей не допускается.
Соответствующая подпись признается проверяющим недействительной на основа-нии официальных документов соответствующих органов;
11) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избира-телей, внесенных в этот подписной лист - на основании заключения эксперта, привлечен-ного к работе по проверке подписей избирателей (пп. «л» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, подпункт «л» пункта 12 статьи 33 Кодекса).
Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона, пункта 7 статьи 31 Кодекса, данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист либо самим избирателем, либо, по его просьбе, лицом, собирающим подписи.
В случае если данные внесены иным лицом, подпись признается недействительной.
Поэтому же основанию недействительными признаются подписи избирателей, дан-ные о которых внесены одним лицом, но не лицом, осуществлявшим сбор подписей (ис-пользуется образец его почерка либо из списка лиц, осуществлявших сбор подписей, либо из заверительной записи подписного листа).
Соответствующая подпись признается недействительной на основании заключения эксперта;
12) все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в нотариально заверенный список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 ФЗ, пунктом 5 статьи 31 Кодекса (пп. «м» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, подпункт «м» пункта 12 статьи 33 Кодекса). Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными проверяющим самостоятельно;
13) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения (п. «н» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, подпункт «н» пункта 12 статьи 33 Кодекса). Данное основание вытекает из порядка сбора подписей, установленного законом. Определяется по датам внесения подписей избирателя и лица, осуществлявшего сбор подписей. Заверение подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, возможно одновременно или после даты, указанной избирателем в подписном листе.
Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая под-пись либо все подписи избирателей на листе.
Отсутствие хронологии в датах внесения подписей избирателями внутри одного подписного листа основанием для признания подписей недействительными не является;
14) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения (пп. «о» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, подпункт «о» пункта 12 статьи 33 Кодекса).
Данное основание вытекает из порядка сбора подписей, установленного законом. Определяется по датам внесения заверительной записи лица, осуществлявшего сбор подписей, и кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения.
Проверяющим самостоятельно признаются недействительными все подписи избира-телей на листе.
Если подпись избирателя может быть признана недействительной по нескольким основаниям, то в ведомости проверки могут быть указаны все основания. Однако при определении общего количества недостоверных и (или) недействительных подписей эта подпись учитывается только один раз.

3.3. Оформление результатов проверки подписных листов

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона, пунктом 16 статьи 33 Кодекса результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подпис-ных листов (Приложение 2), в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.
На каждую проверяемую папку целесообразно составлять отдельную ведомость проверки, которая может быть на одном или нескольких листах. Листы ведомости нумеруются.
Каждый лист ведомости проверки в обязательном порядке подписывается проверя-ющим.
Законодательство не содержит требований к форме заключения эксперта. Заключе-ние эксперта может быть изложено в ведомости проверки подписных листов, то есть подпись эксперта, поставленная в ведомости проверки подписного листа, в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, является его письменным заключением.
Вместе с тем заключение эксперта может быть выполнено также в виде отдельного документа (справки). Этот документ (справка) должен содержать все необходимые рекви-зиты (дату, номер, подпись, фамилию, имя, отчество кандидата, подписные листы которого исследовались, а также указание на номера папок, подписных листов, строк в подписном листе). В этом случае выводы, содержащиеся в документе (справке), переносятся в ведомость проверки подписных листов проверяющим, а данный документ (справка) прилагается к в ведомости проверки. В этом случае ведомость проверки экспертом может не подписываться.
В случае если комиссия направляла запрос в уполномоченный орган для проверки соответствия действительности указанных в подписном листе сведений, то после получения официального ответа, при наличии оснований, проверяющий вносит соответствующие данные о признании подписей недействительными в ведомость проверки.

 


IV. Оформление итогов проверки подписных листов
4.1. Составление итогового протокола проверки подписных листов

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона, пунктом 16 статьи 33 Кодекса по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол (Приложение 1), в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Итоговый протокол проверки подписных листов по каждому из кандидатов, избирательных объединений формируется на основании информации, содержащейся в ведомостях проверки. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения.
Копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Форма уведомления о заседании избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации приведена в Приложении 4.
Если по завершении проверки количества достоверных подписей избирателей недо-статочно для регистрации кандидата, либо количество недостоверных и (или) недействи-тельных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, ото-бранных для проверки, то по запросу кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения ему одновременно с заверенной копией итогового протокола передаются заверенные руководителем Рабочей группы копии ведомостей проверки подписных листов, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. К таким документам относятся официальные ответы на запросы, а также заключения экспертов (если они составлялись в виде отдельного документа).
Выдача копии итогового протокола о результатах проверки подписных листов и прилагаемых к нему документов регистрируется в порядке, установленном в комиссии для регистрации исходящих документов.

4.2. Рассмотрение возражений кандидатов, уполномоченных представителей избира-тельных объединений

После получения итогового протокола кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения может представить в Рабочую группу письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной (недействительной). Также кандидат (его представители), уполномоченный представитель избирательного объединения могут ознакомиться с подписными листами и ведомостями проверки. Возражения рассматриваются Рабочей группой. Результаты рассмотрения учитываются при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов на заседании комиссии.

4.3. Подготовка документов для рассмотрения на заседании комиссии

Избирательная комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям Кодекса, в том числе осуществить проверку подписных листов в течение 10 дней со дня получения документов для регистрации, и принять решение о регистрации кандидата, либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
Составленный Рабочей группой итоговый протокол проверки подписных листов представляется в комиссию для принятия решения.
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона, пункту 16 статьи 32 Кодекса итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации кандидата.
В решении комиссии указываются содержащиеся в итоговом протоколе данные о количестве представленных подписей, количество проверенных, признанных недостоверными и (или) недействительными подписей.
В случае если Рабочей группой были удовлетворены (частично удовлетворены) возражения кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в Постановлении указывается также количество подписей, признанных действительными после составления итогового протокола, а также итоговое количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными.

V. Работа со списком лиц, осуществлявших сбор подписей

Согласно пункту 5 статьи 31 Кодекса кандидат, избирательное объединение обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, по установленной форме.
В подтверждении о приеме документов для регистрации должно быть указано количество представленных листов списка и количество лиц, включенных в список. В этой связи при приеме документов Рабочая группа пересчитывает количество представленных листов списка и лиц, включенных в список.
Данные о лицах, осуществлявших сбор подписей, содержащиеся в списке, ис-пользуются при проверке подписных листов, а именно: сведения в подписных листах должны соответствовать сведениям, указанным в списке. Кроме того, эксперты могут использовать содержащуюся в списке подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, а также его почерк при исследовании подписных листов.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона вносить дополнения и уточнения в список лиц, осуществлявших сбор подписей, не допускается.

VI. Хранение подписных листов и иных документов

Папки с подписными листами, ведомости проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки, а также протоколы об итогах сбора подписей (в том числе и уточненные), списки лиц, осуществлявших сбор подписей (на бумажных носителях), итоговые протоколы проверки подписных листов должны храниться в специально оборудованном помещении (либо в сейфе).
Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов в период до завершения проверки подписных листов и возможных судебных споров несет Руководи-тель Рабочей группы.
Указанные документы подлежат хранению в течение сроков, установленных Кодек-сом.
Ответственность за сохранность документов возлагается на председателя (за-местителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии до передачи доку-ментации в архив.
По истечении установленных сроков хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: