О Рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Совета народных депутатов муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района по одномандатному избирательному округу № 6 в единый день голосования 8 сентября 2019 года

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


07.06.2019

№24

О Рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Совета народных депутатов муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района по одномандатному избирательному округу № 6 в единый день голосования 8 сентября 2019 года

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 01.06.2017 № 104-ФЗ), в целях единообразного применения Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» при проведении проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Совета народных депутатов муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района по одномандатному избирательному округу № 6 в единый день голосования 8 сентября 2019 года, руководствуясь Постановлениями Избирательной комиссии Владимирской области от 21.05.2019 № 61 «О Рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов при проведении выборов в органы местного самоуправления на территории Владимирской области в единый день голосования 8 сентября 2019 года», от 06.05.2019 № 49 «Об использовании ГАС «Выборы», в том числе соответствующих территориальных фрагментов Регистра избирателей для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления в единый день голосования 8 сентября 2019 года» и от 27.11.2015 № 358 «О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района на Территориальную избирательную комиссию Гусь-Хрустального района», Территориальная избирательная комиссия Гусь-Хрустального района, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района постановляет:

1. Утвердить Рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Совета народных депутатов муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района по одномандатному избирательному округу № 6 в единый день голосования 8 сентября 2019 года (Приложение 1).

2. Утвердить форму запроса избирательной комиссии, организующей проведение проверки подлинности подписей и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи, об использовании территориального фрагмента Регистра избирателей (Приложение 2).

3. Утвердить форму ведомости проверки подписных листов и таблицу кодов нарушений с указанием соответствующих им оснований признания подписей недостоверными и (или) недействительными (приложения 2, 4 к Рекомендациям).

4. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Территориальной избирательной комиссии Гусь-Хрустального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Председатель избирательной комиссии О.М. Ляхова

Секретарь избирательной комиссии И.Н.Хорева


Приложение 1

к постановлению Территориальной избирательной комиссии Гусь-Хрустального района

от 07.06.2019 № 24

Рекомендации

по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Совета народных депутатов муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района по одномандатному избирательному округу № 6 в единый день голосования 8 сентября 2019 года

I. Общие положения

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» (далее – Кодекс) Территориальная избирательная комиссия Гусь-Хрустального района (далее – ТИК), на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Совета народных депутатов муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района по одномандатному избирательному округу № 6 в единый день голосования 8 сентября 2019 года проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

Для реализации положений пункта 6 статьи 33 Кодекса ТИК образует Рабочую группу по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями для уведомления о выдвижении и регистрации, в полномочия которой входят, в том числе: прием и проверка подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов, и иных, связанных с ними документов (далее – Рабочая группа).

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), пунктом 8 статьи 33 Кодекса при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.

Их информирование о проведении указанных процедур рекомендуется осуществлять при приеме документов, представляемых для регистрации кандидатов, путем включения информации о времени и месте проведения проверки подписей избирателей и иных документов, представленных кандидатом, избирательным объединением, в подтверждение получения документов для регистрации кандидата.

В случае не включения указанной информации в подтверждение получения документов для регистрации кандидата уведомление кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения осуществляется письменным извещением с вручением лично кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, телеграммой или по телефону с фиксированием в специальном журнале передачи извещений факта передачи (вручения) извещения (примерная форма журнала приведена в приложении 1 к настоящим Рекомендациям). Дополнительно информация может быть направлена посредством смс-сообщений, посредством отправки уведомления по адресу электронной почты, в случае представления адреса электронной почты и номера мобильного телефона кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию, при этом фиксируется отправка и доставка смс-сообщения адресату, отправка и прочтение уведомления, полученного по электронной почте, адресатом.

Присутствие на заседании Рабочей группы, в рамках которого проводится проверка подписей избирателей, кандидатов, уполномоченных представителей избирательного объединения, иных лиц, фиксируется в протоколе заседания Рабочей группы.

Пунктом 31 статьи 38 Федерального закона, пунктом 71 статьи 33 Кодекса предусмотрено использование Регистра избирателей, участников референдума (далее - Регистр) для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях.

В случае выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных о гражданине, в соответствующий территориальный орган МВД России следует направлять запрос по форме, установленной приложением к Протоколу № 1 от 02 сентября 2016 года к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации. При этом направление в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений об избирателях без предварительной проверки через территориальный фрагмент Регистра недопустимо. Также не допускается передача на проверку оригиналов подписных листов или их копий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Кодекса количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных округов, но не может составлять менее 10 подписей.

В силу пункта 14 статьи 31 Кодекса количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более, чем на четыре подписи.

Постановлением ТИК, на которую возложены полномочия окружных избирательных комиссий при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатному избирательному округу, устанавливается в абсолютном выражении конкретное количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также количество подписей, на которое кандидат может превысить количество подписей, необходимое для регистрации, при представлении кандидатом в соответствующую избирательную комиссию подписей избирателей, собранных в свою поддержку.

Избирательная комиссия, организующая соответствующие выборы, определяет своим постановлением количество подписей избирателей, подлежащих проверке. В случае, если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 300, проверке подлежат все подписи.

II. Прием подписных листов и иных связанных с ними документов

2.1. Оформление подписного листа

Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в представительный орган местного самоуправления изготавливаются по установленным Федеральным законом формам (Приложение 8 к Федеральному закону).

Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Кодекса указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.

Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Если избиратель является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.

2.2. Порядок приема подписных листов

и иных связанных с ними документов

В соответствии с пунктом 16 статьи 37 Федерального закона, пунктами 12 и 13 статьи 31, пунктом 1 статьи 33 Кодекса в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей, то наряду с другими документами в избирательную комиссию, на которую возложены полномочия соответствующей окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования представляются:

подписные листы с подписями избирателей в количестве, необходимом для регистрации кандидата на соответствующих выборах, в сброшюрованном и пронумерованном виде с указанием количества подписей, собранных по каждой административно-территориальной единице (населенный пункт, район в городе).

протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде (форма протокола устанавливается избирательной комиссией муниципального образования, организующей соответствующие выборы, с учетом рекомендуемой постановлением Избирательной комиссии Владимирской области формы протокола об итогах сбора подписей избирателей).

При этом согласно пункту 4 статьи 37 Федерального закона установление квоты на сбор подписей избирателей при проведении выборов на части территории муниципального образования не допускается.

Подписные листы и иные связанные с ними документы принимаются Рабочей группой наряду с другими документами, представляемыми кандидатами для регистрации.

Документы для регистрации кандидатов считаются представленными в установленный законом срок, если кандидат внес оформленные в соответствии с требованиями Федерального закона, Кодекса, документы, в том числе все подписные листы, в помещение соответствующей избирательной комиссии не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов. При этом избирательная комиссия, принимающая документы, должна обеспечить беспрепятственный проход лиц, представляющих документы, в соответствующее помещение.

Данные документы регистрируются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 33 Кодекса:

избирательная комиссия, принимающая документы, выдает кандидату, документ, который подтверждает прием представленных документов и в котором указываются дата и время приема. В этом документе указываются также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей. При этом соответствующая избирательная комиссия предварительно заверяет каждый подписной лист своей печатью (специальным штампом), проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, путем полистного пересчета, при этом проверяется правильность нумерации подписных листов.

В случае выявления нарушения нумерации подписных листов, несовпадения количества заявленных подписных листов количеству фактически представленных в комиссию подписных листов, член Рабочей группы, осуществляющий прием документов, должен описать в подтверждении приема документов, подписные листы с какими порядковыми номерами отсутствуют, или какие подписные листы представлены с одним и тем же порядковым номером, а также указать фактически представленное в комиссию количество подписных листов. Также в подтверждении приема документов необходимо описать, как будут обозначаться листы с одинаковыми порядковыми номерами или отсутствующими номерами при проверке (например, «при проверке подписных листов первый подписной лист с порядковым номером 50 считать подписным листом 50-1, второй подписной лист с порядковым номером 50 считать подписным листом 50-2; в связи с отсутствием подписного листа с порядковым номером 11, подписной лист с порядковым номером 10 считать подписным листом 10-11»).

После завершения данной проверки каждая папка с подписными листами заверяется печатью соответствующей избирательной комиссии.

Число записей в протоколе об итогах сбора подписей должно равняться числу представленных папок с подписными листами.

В части оформления папок с подписными листами избирательная комиссия рекомендует кандидатам:

на лицевой стороне обложки каждой папки указывать наименование и номер одномандатного избирательного округа (при выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу), фамилию, имя, отчество кандидата, номер папки, количество подписных листов в папке, количество подписей избирателей;

нумерацию подписных листов делать сквозной в пределах каждой папки; номер подписного листа проставляется в правом нижнем углу каждого подписного листа.

подшивки подписных листов помещать в плотную обложку и прошивать их вместе с обложкой. Прошивание осуществлять таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные;

концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводить на оборотную сторону обложки, фиксировать наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которой ставить подпись кандидата.

III. Проверка подписных листов

3.1. Порядок проверки подписных листов

Избирательная комиссия проводит проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, достоверность сведений об избирателях и их подписей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов в течение 10 дней со дня получения документов для регистрации кандидата.

Соответствующая избирательная комиссия организует проведение полной или выборочной проверки подлинности подписей и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи в соответствии с количеством подписей избирателей, подлежащих проверке, определенным постановлением избирательной комиссии, организующей соответствующие выборы.

Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку каждого кандидата. В случае если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 300, проверке подлежат все подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия).

Случайная выборка проводится в избирательной комиссии в день приема подписных листов с подписями избирателей непосредственно после оформления подтверждения получения документов для регистрации кандидата с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 38 Федерального закона.

Расшивание сброшюрованных и заверенных кандидатами, их доверенными лицами папок с подписными листами не допускается.

Для проведения случайной выборки используются данные протокола об итогах сбора подписей избирателей.

Если общее количество подписей избирателей, представленных в избирательную комиссию, меньше количества подписей избирателей, необходимого для регистрации, то случайная выборка не проводится.

Папки с подписными листами, не отобранными для проверки, хранятся отдельно от проверяемых папок.

В соответствии с пунктом 9 статьи 33 Кодекса проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это ими специально оговорено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию. При этом исключенные (вычеркнутые) подписи оговариваются в протоколе об итогах сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата до представления его в избирательную комиссию, путем их перечисления в отдельной строке протокола с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей. В случае, если исключенные (вычеркнутые) подписи оговариваются в подписном листе, они вычеркиваются лицом, осуществлявшим сбор данных подписей или кандидатом, с проставлением напротив вычеркнутой подписи своей подписи и даты.

При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители, доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей.

О соответствующей проверке избирательная комиссия уведомляет кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в порядке, установленном разделом 1 настоящих Рекомендаций.

Согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона, пункту 4 статьи 33 Кодекса после представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию внесение в них каких-либо изменений не допускается.

В случае, если при приеме подписных листов либо при проверке были выявлены нарушения нумерации подписных листов, несовпадения количества заявленных подписных листов количеству фактически представленных в комиссию подписных листов, в ведомостях проверки подписных листов и в итоговом протоколе проверки описывается подписные листы с какими порядковыми номерами отсутствуют, или какие подписные листы представлены с одним и тем же порядковым номером, а также указывается фактически представленное в комиссию количество подписных листов. Также в ведомости проверки подписных листов и в итоговом протоколе проверки необходимо описать, как обозначаются листы с одинаковыми порядковыми номерами или отсутствующими номерами.

Проверяются все отобранные для проверки подписные листы, сведения об избирателях, внесенные в подписной лист, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и лицах, заверявших подписной лист.

Проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений с использованием кодов нарушений (таблица кодов нарушений дана в приложении 2 к настоящим Рекомендациям).

По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Основания для признания подписи недостоверной или недействительной установлены пунктами 11 – 14 статьи 33 Кодекса.

Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.

Подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.).

В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Документ, подготавливаемый экспертом по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.

Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз.

Почерковедческие исследования рукописных записей производятся в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам проведения почерковедческих исследований подписей избирателей для привлекаемых к проверке подписных листов экспертов-почерковедов, разработанными Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, и утвержденными на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям.

Иные эксперты при проверке подписных листов используют специальные знания и сведения, имеющиеся в информационных базах данных соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

При обнаружении специалистами Минобороны России в персональных данных военнослужащих, а также в сведениях, касающихся мест дислокации воинских частей и иных воинских формирований, содержащихся в подписных листах, несоответствия или неточностей, в органы военного управления направляется письменный запрос. Только после получения официального ответа принимается решение о признании действительными (или недействительными) внесенных в подписной лист данных.

При обнаружении специалистами территориального органа МВД России в подписных листах сведений об избирателях, которые вызывают сомнения (например, в сведениях содержатся данные недействительного паспорта), эти сведения первоначально проверяются с использованием территориального фрагмента Регистра.

Также с использованием Регистра проверяются сведения об избирателях, отобранные проверяющими.

При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган МВД России в порядке, установленном Протоколом № 1 от 02 сентября 2016 года к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

На основании справки, иной письменной информации (официального ответа на запрос избирательной комиссии), подписанной уполномоченным лицом территориального органа МВД России, подтверждающей недействительность данных, указанных в подписном листе, подпись признается недействительной. Указанный документ может содержать информацию только по установленным территориальным органом МВД России расхождениям данных в отношении конкретных избирателей, лиц, осуществлявших сбор подписей, кандидата, указавших в проверяемых подписных листах не соответствующие действительности сведения.

Вместе с тем если специальных знаний эксперта достаточно для дачи заключения без направления запроса в соответствующий орган, то подпись может быть признана недействительной на основании его заключения.

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона, пункту 16 статьи 33 Кодекса проверка подписных листов должна быть завершена не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, так как именно в этот срок должен быть составлен итоговый протокол проверки подписных листов, копия которого передается кандидату.

3.2. Основания признания подписей

недостоверными и (или) недействительными

Согласно пункту 63 статьи 38 Федерального закона, пункту 13 статьи 33 Кодекса недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.

Поскольку в соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона, пунктом 7 статьи 31 Кодекса избиратель ставит в подписном листе свою подпись собственноручно, то подпись избирателя в подписном листе может быть признана недостоверной только в случае, если она выполнена от имени избирателя другим лицом, за исключением случая, когда избиратель является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свою подпись и дату ее внесения. Такой избиратель вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Для признания подписи недостоверной обязательно заключение эксперта.

Во всех остальных случаях подпись избирателя в подписном листе может признаваться только недействительной.

Пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона, пунктом 12 статьи 33 Кодекса установлены основания признания подписей недействительными:

1) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата. Согласно пункту 3 статьи 31 Кодекса подписи избирателей могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата. Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись, исходя из указанной даты внесения подписи избирателем (п.п. «а» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, пп. «а» пункта 12 ст. 33 Кодекса);

2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом. Согласно пункту 4 статьи 31 Кодекса подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат (пп. «б» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, пп. «б» пункта 12 ст. 33 Кодекса);

Согласно статье 4 Федерального закона к таким гражданам относятся лица, которые достигнут на день голосования возраста 18 лет, место жительства которых находится в пределах территории соответствующего избирательного округа. При этом необходимо учитывать, что Кодексом активное избирательное право может быть предоставлено лицам, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа (пункт 4 статьи 5 Кодекса).

Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись, исходя из указанных в подписном листе сведений (года либо даты рождения, адреса места жительства);

3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (пп. «в» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, пп. «в» п. 12 ст. 33 Кодекса). В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки (официального ответа на запрос избирательной комиссии) органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей;

4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Кодексом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (пп. «г» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, пп. «г» п. 12 ст. 33 Кодекса).

Необходимо иметь в виду, что в паспорте может быть не указано отчество избирателя. В этом случае подпись не может быть признана недействительной.

Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона, подпунку 5 статьи 3 Кодекса под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Исходя из пункта 11 статьи 37 Федерального закона адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

Соответствующая подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно (при достаточности данных в подписном листе для принятия такого решения) либо на основании официальной справки, иной письменной информации (официального ответа на запрос избирательной комиссии) уполномоченного органа;

5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом (пп. «д» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, пп «д» пункта 12 статьи 33 Кодекса). Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона (пункт 7 статьи 31 Кодекса) данные вносятся в подписной лист рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись. В случае, если данные внесены в подписной лист путем копирования рукописных записей с помощью технических средств, то подписи признаются недействительными при наличии заключения эксперта;

6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (пп. «е» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, подпункт «е» пункта 12 статьи 33 Кодекса). Это основание используется, как правило, в случаях, когда экспертом выявляются в подписных листах даты внесения подписи избирателя, выполненные одним лицом (так называемые «цепочки»).

Поскольку избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата только один раз, то соответственно и дата внесения подписи избирателя может быть выполнена одним лицом только один раз. В этой связи в случае выявления «цепочки» недействительными признаются все подписи избирателей с датами, выполненными одним лицом, за исключением одной.

Соответствующая подпись признается недействительной на основании заключения эксперта.

7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (пп. «ж» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, подпункт «ж» пункта 12 статьи 33 Кодекса). Согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

В случае, если исправления очевидны, проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись.

8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (пп. «з» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, подпункт «з» пункта 12 статьи 33 Кодекса).

Следует учитывать пункт 12 статьи 37 Федерального закона, согласно которому адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными при отсутствии соответствующих подписей - проверяющим самостоятельно, при их недостоверности - на основании заключения эксперта. Аналогично подпунктам 3, 4, 6 и 11 настоящего пункта Рекомендаций.

9) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 6 и 8 к Федеральному закону и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 37 Федерального закона, пунктом 8 статьи 31 Кодекса, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона, пунктом 3 статьи 31 Кодекса (пп. «и» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, подпункт «и» пункта 12 статьи 33 Кодекса).

Проверяющим самостоятельно признаются недействительными все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением установленной формы, в том числе требований о внесении сведений о кандидате;

10) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 Федерального закона, пунктом 4 статьи 31 Кодекса. В указанных местах и с участием указанных органов сбор подписей не допускается (пп. «к» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, подпункт «к» пункта 12 статьи 33 Кодекса).

Соответствующая подпись признается проверяющим недействительной на основании официальных документов соответствующих органов;

11) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей (пп. «л» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, подпункт «л» пункта 12 статьи 33 Кодекса).

Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона, пункта 7 статьи 31 Кодекса, данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист либо самим избирателем, либо, по его просьбе, лицом, собирающим подписи.

В случае, если данные внесены иным лицом, подпись признается недействительной.

По этому же основанию недействительными признаются подписи избирателей, данные о которых внесены одним лицом, но не лицом, осуществлявшим сбор подписей (используется образец его почерка из заверительной записи подписного листа).

Соответствующая подпись признается недействительной на основании заключения эксперта;

12) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом (пп. «н» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, подпункт «н» пункта 12 статьи 33 Кодекса). Данное основание вытекает из порядка сбора подписей, установленного законом. Определяется по датам внесения подписей избирателя и лица, осуществлявшего сбор подписей. Заверение подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, возможно одновременно или после даты, указанной избирателем в подписном листе.

Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись либо все подписи избирателей на листе.

Отсутствие хронологии в датах внесения подписей избирателями внутри одного подписного листа основанием для признания подписей недействительными не является;

13) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата (пп. «о» п. 6-4 ст. 38 Федерального закона, подпункт «о» пункта 12 статьи 33 Кодекса).

Данное основание вытекает из порядка сбора подписей, установленного законом. Определяется по датам внесения заверительной записи лица, осуществлявшего сбор подписей, и кандидата.

Проверяющим самостоятельно признаются недействительными все подписи избирателей на листе.

Если подпись избирателя может быть признана недействительной по нескольким основаниям, то в ведомости проверки могут быть указаны все основания. Однако при определении общего количества недостоверных и (или) недействительных подписей эта подпись учитывается только один раз.

3.3. Оформление результатов проверки подписных листов

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона, пунктом 16 статьи 33 Кодекса результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов (Приложение 4), в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.

На каждую проверяемую папку целесообразно составлять отдельную ведомость проверки, которая может быть на одном или нескольких листах. Листы ведомости нумеруются.

Для удобства и быстроты заполнения ведомостей проверки основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными указываются в виде кодов нарушений (Приложение 2).

Форму ведомости проверки и таблицу кодов нарушений с указанием соответствующих им оснований признания подписей недостоверными и (или) недействительными целесообразно утвердить постановлением избирательной комиссии, организующей соответствующие выборы.

Каждый лист ведомости проверки в обязательном порядке подписывается Руководителем и членами Рабочей группы, а в случае, если недостоверной или недействительной подпись (подписи) признается (признаются) на основании заключения (заключений) эксперта (экспертов), также всеми экспертами, осуществлявшими работу с соответствующими подписными листами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Кодекса заключение эксперта излагается в письменной форме в ведомости проверки подписных листов или ином документе. Заключение эксперта может быть изложено в ведомости проверки подписных листов, то есть подпись эксперта, в том числе эксперта-почерковеда, поставленная в ведомости проверки подписного листа, в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, является его письменным заключением.

Вместе с тем заключение эксперта-почерковеда может быть выполнено также в виде отдельного документа (справки). Этот документ (справка) должен содержать все необходимые реквизиты (дату, номер, подпись, фамилию, имя, отчество кандидата, наименование избирательного объединения, подписные листы которого исследовались, а также указание на номера папок, подписных листов, строк в подписном листе). Выводы эксперта, содержащиеся в документе (справке), переносятся в ведомость проверки подписных листов проверяющим, а данный документ (справка) прилагается к ведомости проверки. В этом случае ведомость проверки экспертом может не подписываться.

В случае, если соответствующая избирательная комиссия направляла запрос в уполномоченный орган для проверки соответствия действительности указанных в подписном листе сведений, то после получения официального ответа, при наличии оснований, проверяющий вносит соответствующие данные о признании подписей недействительными в ведомость проверки.

IV. Оформление итогов проверки подписных листов

4.1. Составление итогового протокола проверки подписных листов

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона, пунктом 16 статьи 33 Кодекса по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол (Приложение 3), который подписывается руководителем и членами рабочей группы, и представляется избирательной комиссии для принятия решения. В итоговом протоколе указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

Итоговый протокол проверки подписных листов по каждому из кандидатов формируется на основании информации, содержащейся в ведомостях проверки. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом.

Копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Форма уведомления кандидата о заседании избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата (либо об отказе в регистрации) приведена в Приложении 5. При этом уведомлять кандидата о времени и месте проведения заседания избирательной комиссии по вопросу регистрации кандидата целесообразно также при приеме документов, представляемых для регистрации кандидата в подтверждении получения документов.

В случае не включения указанной информации в подтверждение получения документов для регистрации кандидата уведомление кандидата осуществляется письменным извещением с вручением лично кандидату, телеграммой или по телефону с фиксированием в специальном журнале передачи извещений факта передачи (вручения) извещения (примерная форма журнала приведена в приложении 1 к настоящим рекомендациям). Дополнительно информация может быть направлена посредством смс-сообщений, посредством отправки извещения по адресу электронной почты, в случае представления адреса электронной почты и номера мобильного телефона кандидатом в избирательную комиссию, при этом фиксируется отправка и доставка смс-сообщения адресату, отправка и прочтение извещения, полученного по электронной почте, адресатом.

Если по завершении проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата, либо количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки (при представлении для регистрации 200 и более подписей избирателей), то по запросу кандидата, ему одновременно с заверенной копией итогового протокола передаются заверенные руководителем Рабочей группы копии ведомостей проверки подписных листов, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. К таким документам относятся официальные ответы на запросы, а также заключения экспертов (если они составлялись в виде отдельного документа).

4.2. Рассмотрение возражений кандидатов

После получения итогового протокола кандидат может представить в Рабочую группу письменные возражения, в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной (недействительной). Также кандидат может ознакомиться с подписными листами и ведомостями проверки. Возражения рассматриваются Рабочей группой. Результаты рассмотрения учитываются при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата на заседании соответствующей избирательной комиссии.

4.3. Подготовка документов для рассмотрения на заседании

избирательной комиссии

Избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям Кодекса, соблюдение порядка сбора подписей избирателей, достоверность сведений об избирателях и их подписей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов в течение 10 дней со дня получения документов для регистрации, и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

Составленный Рабочей группой итоговый протокол проверки подписных листов представляется в избирательную комиссию для принятия решения.

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона, пункту 16 статьи 33 Кодекса итоговый протокол прилагается к решению соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.

В решении соответствующей избирательной комиссии указываются содержащиеся в итоговом протоколе данные о количестве представленных подписей, количестве проверенных, признанных недостоверными и (или) недействительными подписей.

В случае если Рабочей группой были удовлетворены (частично удовлетворены) возражения кандидата в Постановлении указывается также количество подписей, признанных действительными после составления итогового протокола, а также итоговое количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными.

V. Хранение подписных листов и иных документов

Папки с подписными листами, ведомости проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки, а также протоколы об итогах сбора подписей, протоколы случайной выборки подписных листов, итоговые протоколы проверки подписных листов должны храниться в специально оборудованном помещении (либо в сейфе) отдельно по каждому кандидату.

Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов в период до завершения проверки подписных листов и возможных судебных споров несет Руководитель Рабочей группы.

Указанные документы подлежат хранению в течение сроков, установленных Кодексом.

Итоговый протокол проверки подписных листов прилагается к постановлению соответствующей избирательной комиссии о регистрации (отказе в регистрации) кандидата и хранится в течение сроков, установленных для хранения постановлений избирательной комиссии, но не менее сроков, установленных Кодексом для хранения подписных листов.

Ответственность за сохранность документов возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, в которую представлены указанные документы, до передачи документации в вышестоящую избирательную комиссию или в архив.

По истечении установленных сроков хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).

Дата создания: 10-06-2019
Дата последнего изменения: 10-06-2019
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: